— Мама и ее старшая сестра, тетя Люба, всю жизнь прожили душа в душу, – рассказывает двадцативосьмилетняя Лилия. – Маме пятьдесят шесть, тетке шестьдесят один. Друг за друга были горой. Созванивались регулярно, встречались, в гости друг к другу ездили, праздники отмечали, детей растили. Мама второй раз замужем, тетка разведена, дружба была семьями всегда. Пикники, шашлыки, дачи, вместе матери своей помогали, бабушке нашей. И надо же так — в прошлом году разругались в пух и прах, из-за наследства. Причем, по сути, речь про копейки! Очень обидно…
Бабушка у них хорошая была, добрая, внучек обожала, в детстве брала к себе на каникулы. Блины пекла, сказки рассказывала, много чему научила. Внучек было трое: Лиля, ее единоутробная младшая сестренка и двоюродная сестра, дочь тети Любы. Бабушка забирала всех троих и никогда не жаловалась, что тяжело одной со столькими детьми.
Подписывайтесь на Телеграм-канал с реальными историями из жизни от читателей!
Жили все в Подмосковье, но в разных городах. Довольно далеко друг от друга.
Когда бабушке стукнуло восемьдесят пять, сестры начали задумываться: может, кому-то переехать поближе? Помогать надо будет скоро, мало ли что. Хотя бабушка была на удивление бодра и адекватна, но возраст-то уже солидный.
Тётя Люба даже сама предложила:
— Я пенсионерка, мне всё равно, где жить. Перееду я.
Начали прицениваться, сколько стоит её квартира и что за эти деньги можно купить в бабушкином городе. Потихоньку готовились. Но продавать в итоге ничего не пришлось. Бабушка внезапно умерла от инсульта. Три дня в больнице в коме — и ушла, никому хлопот не доставила, никому не была в тягость.
Бабушку похоронили. Пришло время заниматься наследством.
— Завещания бабушка не оставила, — рассказывает Лилия. — Но всегда говорила: квартира поровну дочкам. Половина маме, половина тётке. Всё честно.
Оформляя наследство, решили: чтобы не мотаться обеим дочкам по инстанциям, всё пока записать на тетю Любу. Она пенсионерка, у нее куча времени, ей проще. Квартиру продаст, отдаст сестре половину денег. У младшей сестры две работы, сестра Лили как раз поступать собиралась, мотаться было некогда.
— Мне эта идея сразу не понравилась, – вздыхает Лиля. – Я говорила: мама, ну съездишь сама, не такая уж это и проблема, даже если пять раз, ну, десять придется скататься. Оформляй на себя, мало ли что. Но мама даже обиделась: как мне в голову только пришла такая ерунда. Да Люба, она кристально честный человек! Свое отдаст, чужой копейки не возьмет! Мама доверяла сестре, как себе…
В итоге все оформили на тетку. Квартиру она действительно быстро и очень удачно продала.
— Мама знала цену, за которую продали квартиру, – рассказывает Лилия. – Ждала свою половину: пять миллионов рублей. Но получила меньше. На пятьсот тысяч. Сначала подумала, ошибка, перезвонила сестре. А та спокойно так: «Я себе оставила за хлопоты!» Оказывается, квартиру она сама разбирала, мусор вывозила, документы оформляла, ездила через всю Москву и область, показывала покупателям, на сделке была.
Да, но не полмиллиона же за это содрать? Это столько не стоит! Мама Лилии просила сестру написать конкретно, какие расходы та понесла, и поделить их пополам, так будет справедливо.
Но сестра неожиданно пошла в атаку. Вспомнила события двадцатилетней давности.
— Когда мама разводилась с моим отцом, мы с ней ушли буквально в никуда босиком, и тетя Люба тогда выручила, дала приличную по тем временам сумму денег. Мама не хотела брать сначала, честно сказала: не знаю, когда смогу вернуть. Но тетя Люба замахала руками – мол, мы семья, должны помогать друг другу, бери. Если мне будет трудно, ты поможешь мне. Мама взяла, спасибо сказала, деньги тогда были нужны действительно. А сейчас оказалось, что эти деньги были в долг, и тетка всю жизнь ждала, когда сестра про них вспомнит, так не дождалась и решила удержать сама из наследства.
Мама в шоке от такого поворота.
— И всё бы ничего, — усмехается Лилия. — Но мы тут случайно узнали, что этих денег, полмиллиона, как раз не хватало на покупку квартиры дочери тетки. Поэтому она и придумала, видимо, такой финт ушами, как выкрутиться без ипотеки… Еще и про долг вспомнила, надо же. Никогда, ни разу не говорила, что эти деньги ждет. Разве так делается?
Мама плачет.
Говорит: «Я больше видеть ее не хочу. Она для меня умерла». И не в деньгах даже дело, а в том, что раньше доверяла сестре безоговорочно. А теперь оказалось, что верить нельзя вообще никому.
Подруга Лили сказала, что это вообще чудо, что мама хоть что-то еще получила от сестры. Сколько таких случаев, когда просто разводят руками перед носом. Так что тетя Люба еще, можно сказать, честный и порядочный человек. Не обманула. Хотя могла бы…
А Лилия не знает, что сказать.
— Я маму понимаю, — признается она. — Но ведь жизнь короткая. Они вместе всё пережили — и молодость, и бедность, и мать похоронили, и детей растили бок о бок... И хорошего тоже было много. И столько еще впереди всего у обеих… Как же так, сейчас из-за этих несчастных пятисот тысяч теперь общаться не будут? Я маме говорю – да забудь ты просто про эти несчастные деньги, и все. Но та только всхлипывает и видеть сестру больше не хочет…
А вы как считаете, стоит ли маме Лилии простить сестру ради общего прошлого?
Или деньги всё-таки показали, кто есть кто — и отношения не стоит возрождать?
Что думаете?
Я уж приготовилась, что сестра вообще ни копейки не отдала, а тут удержала 10% всего. Высоковата комиссия, если заранее не договариваться так, но и не выходит за рамки разумного. Если в остальном отношения были хорошие, я б их не прерывала, просто денежные дела б вела строго по закону, а не на авось.
Самое забавное, что ничто людей не учит. Была бабуля, довольно бодрая, хлоп, и инсульт. А если бы сестру так где-нибудь инсульт встретил или ДТП? Тогда осталась бы гг-шкина мама вообще без всего. 500 тыщ- это цена того, что лень было зад поднять.
А какие отношения возрождать после такого? Сестра могла словами через рот напомнить про долг, при чем не один десяток раз. Могла сразу предупредить сестру, что вычет из наследства деньги "за беспокойство". Она же просто втихую забрала себе сумму, которая нужна была на жилье не дочери.
"Но стоило один раз вылюбить козу..."
Согласна, что дело вовсе не в деньгах. Убито доверие, назад его не вернёшь. Старшая сестра должна была озвучить свои финансовые претензии, как-то уладить с сестрой эти вопросы, а не отжимать деньги обманным путем.
Как говорил Толстой, кажется, простить можно, а вот обнять не получится.
Кстати, я так понимаю, обе сестры с жиру не бесятся, и сумма в 500 тысяч для них не настолько мала. Поэтому и в деньгах дело тоже.
Можно забыть про деньги, которые уплыли обманом, но прежних отношений уже никогда не будет. Кому и зачем нужна будет эта...
Согласна, что дело вовсе не в деньгах. Убито доверие, назад его не вернёшь. Старшая сестра должна была озвучить свои финансовые претензии, как-то уладить с сестрой эти вопросы, а не отжимать деньги обманным путем.
Как говорил Толстой, кажется, простить можно, а вот обнять не получится.
Кстати, я так понимаю, обе сестры с жиру не бесятся, и сумма в 500 тысяч для них не настолько мала. Поэтому и в деньгах дело тоже.
Можно забыть про деньги, которые уплыли обманом, но прежних отношений уже никогда не будет. Кому и зачем нужна будет эта видимость, что все хорошо?