— Я, конечно, свекров тоже где-то могу понять, – вздыхает Юлия. – Они действовали в своих интересах. И на свадьбе нашей блеснули, произвели фуррор: ну еще бы, целую квартиру молодым подарили с барского плеча. И не просто на словах, а по дарственной. Редко сейчас такое встретишь! Все хлопали, обнимали, тосты говорили. Только вот дарственная-то оформлена ими на сына, естественно. А подарок как бы нам двоим. Я сначала и не поняла даже, обрадовалась: своя квартира! А теперь вот чем больше думаю, тем больше понимаю: они меня этим подарком просто подставили!
Юля понимает, что родители мужа лично ей ничего не должны. Она у них ничего и не просила. Они с мужем Родионом молоды, им по двадцать пять, здоровы, полны амбиций. Поженились всего три месяца назад, планировали сейчас вместе вставать на ноги.
— Мы ведь договаривались с мужем, что будем копить, вместе брать своё жилье. Начнём с нуля, как все, — рассказывает она. — Теперь мужу это не нужно. А мне одной покупку квартиры не потянуть.
Муж у Юли изначально был такой же, как она, из простой семьи, без собственной недвижимости. Такого она и выбирала. Теперь у него квартира, а у Юли ничего, и Родион вполне может начать качать права.
— Я, получается, теперь на правах бесприданницы и бедной родственницы, – вздыхает Юля. – Пока-то это не чувствуется, мы только поженились, у нас любовь и все такое. Но жизнь длинная, как повернется, неизвестно… Не хотелось бы, конечно, дожить до такого, чтобы муж меня попрекать начал. У тетки моей было так, она из небольшого городка в области, и вышла замуж за москвича. И лет пятнадцать слушала от него и от его родни в разных вариациях, как ее подобрали чуть ли не на помойке, отмыли, в приличное общество привели. И так, пока не развелась, в итоге еще и «неблагодарной» осталась. Не хочу так!
В новой квартире Юля не чувствует себя хозяйкой. Ну так она ей и не является.
— Ну ты чего? — не понимает муж. — Это же хорошо: своя квартира! Представь, сейчас надо было бы снимать, деньги платить, да еще и копить понемногу на ипотеку. Хорошую квартиру бы мы не сняли, скорее всего – убитую, где-то на окраине, или комнату в коммуналке. А сейчас – красота, устроились с комфортом, спасибо родителям! Вот еще сейчас ремонт сделаем – и вообще замечательно будет!
Юля энтузиазма не разделяет. Квартира, подаренная мужу родителями, ей не нравится: старая двушка в не самом лучшем районе. Дом панельный, соседи — контингент «интересный». Ни лифта, ни парковки. Если через несколько лет родить здесь ребенка, коляску придется таскать на своем горбу на четвертый этаж. И ремонт в квартире нужен такой основательный. Сантехнику, полы, проводку надо менять.
Она слышит, как муж обсуждает с отцом, какие материалы нужно купить для ремонта, и не испытывает никаких эмоций.
— Смотри, что мама предлагает, как можно сделать! – скидывает Юле картинку муж. – Нравится? А ты считаешь, как лучше будет: стены в голубом тоне или в нежно-оливковом? А плитку какую возьмем для ванны?
— Я не знаю, – отвечает Юля, едва взглянув. – Делай, как считаешь нужным, это же твоя квартира!
Он не понимает. Обижается.
— То есть ты хочешь сказать, что ты тут никто?
— Юридически? Да.
— А по-человечески?
— Да и по-человечески тоже. Просто квартирантка у собственного мужа.
Юля всегда верила: что муж и жена — команда. Вместе и в радости, и в печали, как говорится. Заработают, купят, построят, детей родят.
А теперь — всё вроде как есть. Только ощущение, что её просто пригласили пожить в чужом доме. И как рожать того же ребенка, когда за душой ничего?
— Ты понимаешь, что это жильё — только твоё? – говорит Юля мужу. – Что в случае чего я пойду отсюда в тапочках и с зубной щёткой в пакете?
— В случае чего? Ты что, развод планируешь? — насторожился Родион.
— Я ничего не планирую. Я просто не очень-то хочу жить в чужой квартире, которую называют подарком.
— Ты зажралась, Юль, — сказал муж. — Родители подарили нам квартиру, а ты строишь козью морду.
— Нам? — переспросила она. — Ты уверен, что «нам»?..
У Юли как-то опустились руки, ничто не радует. Мама советует просто жить сейчас день за днем обычной жизнью, там видно будет. Юля и живет день за днем: убирает, готовит, работает на работе. Родион тоже работает. По вечерам они вместе смотрят фильмы, планируют отпуск. Всё как у всех. Только внутри у неё осадок.
— Может, правда, я неблагодарная? — думает Юля. — Люди мечтают о жилье. А у нас оно есть. Пусть и не моё. Зато есть. Крыша над головой, тепло, свет, вода.
А вы как считаете — свекры поступили правильно?
Это Юля обижается на ровном месте? Или её беспокойство можно понять?
Как бы вы себя чувствовали на её месте?
Юля может откладывать на свое жилье, например, у мамы, или на каком-нибудь спецсчете в виде страхования жизни. При разводе они не делятся, а через несколько лет получит сумму с процентами. Если будет вкладываться в ремонт квартиры, пусть также оплачивает стройматериалы со своего счета и берет все чеки и накладные. В случае развода, она сможет в суде потребовать вернуть ей эту сумму. Женщинам, живущим на территории мужа и не имеющим своего жилья, всегда нужно подстраховываться. иметь собственный НЗ.
Ну подарили - и отлично. Жить в этой квартире, копить на первоначальный взнос, потом переехать в ипотечную семейную квартиру, мужнину сдать хоть за сколько, чтобы легче было кредит выплачивать. Ремонт у мужа либо минимальный, а лучше без него. Быть готовыми, что свекры обозлятся, они видать уже и обои, и плитку выбрали.
Такова жизнь - кто-то выигрывет - в лотерею, кто-то нет.
Муж выиграл, теперь он ничего по этому поводу сделать не может и не должен.
Когда она выходила замуж, она долажна была учитывать такие варианты.
Не доверяет - пусть валит и не портит людям нервы.